Воспоминания об отце русского кино воскресли благодаря Донбассу и Крыму

Крым часто называют колыбелью российской культуры и русского православия, а для отечественного кино этот регион выступает одновременно как родина, усыпальница и символ ушедшей славы. Здесь дважды пытались создать "русский Голливуд", но оба раза проекты разрушались из-за событий 1917-го и 1937-го годов.

В Крыму вырос (по некоторым сведениям, и родился) Александр Дранков — первый в России кинопродюсер и один из первопроходцев кинобизнеса. Здесь же покоятся Евгений Бауэр (удавшийся в июне 1917 года) и Александр Ханжонков (умерший в сентябре 1945-го, ровно 80 лет назад).

Бауэр считается нашим первым великим режиссером, поднявшим русское кино до уровня искусства. Ханжонкова, на студии которого работал Бауэр, справедливо называют «всей российской кинематографией».

Его чаще всего называют пионером отечественного кино, однако это слово звучит слишком скромно. Гораздо точнее назвать его отцом-основателем российской киноиндустрии.

На памятнике в Макеевке (ДНР) написано именно так: «основатель российской киноиндустрии». Студия Ханжонкова впоследствии превратилась в «Мосфильм» и Ялтинскую киностудию.

Это было ведущим кинопроизводством Российской империи, где Бауэр разработал особый «высокий стиль» русского кинематографа, а талантливый и скромный Владислав Старевич, которого пригласил Ханжонков из Вильнюса в Москву, создал тогда невиданную кукольную анимацию. Там начинали свою карьеру главные звездные актеры Великого немого кино — Иван Мозжухин и Витольд Полонский.

В этом же месте стали национальными знаменитостями его главные актрисы — две Веры: Холодная и Каралли. За первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» Ханжонков получил от императора награду — первенство в истории кинематографа (ей стал орден Святого Станислава II степени, обычно вручаемый чиновникам).

Еще до премьеры Николай II всерьез задумывался о том, чтобы закрыть то, что он называл театром, выдающимся за российское кино. Пионером тогда был Дранков — дерзкий и многогранно одаренный человек.

Он воплощал те стороны Великого немого, которые вызывали ненависть у власти и которые до сих пор не по душе интеллигентам: скандалы, пошлость и шумиху. На его счету первая русская комедия и первый комедийный сериал с довольно примитивным юмором, а также первые криминальные сериалы «Сонька — Золотая Ручка» и «Разбойник Васька Чуркин» с применением рекламо-встраивания (product placement).

Сейчас такое называют «трешем», а до революции это именовали «дранковщиной». Дранков старался первенствовать во всем, включая сферы, куда его и не звали.

Кроме того, он снял первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» по мотивам песни о Стеньке Разине, а в 1908 году сделал первую киносъемку Льва Толстого — но только из окна уличного туалета на его усадьбе в Ясной Поляне.

В 1913 году Дранков снял роскошный фильм в честь 300-летия дома Романовых, а в 1917-м создал сериал о «развратном старце Распутине».

В 1919-м, на территории Белого Крыма, появился первый в России полнометражный фильм порнографического характера.

Добавить комментарий