Домой » Государство » Власти потратят ₽150 млрд из ФНБ на ливневки для южных курортов

Власти потратят ₽150 млрд из ФНБ на ливневки для южных курортов

Власти потратят ₽150 млрд из ФНБ на ливневки для южных курортов

Власти предлагают направить часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство ливневых канализаций. Такое предложение поступило от Минстроя после того, как в ряде южных регионов РФ прошли сильные ливни. Ранее сообщалось, что в целом на модернизацию объектов ЖКХ направят из ФНБ до 150 млрд руб. Эксперты сомневаются в эффективности таких мер. Инвестировать в коммуналку бизнес не будет и добиться установленного Минфином «правила», чтобы на 1 бюджетный рубль привлекалось 5 рублей частных инвестиций, вряд ли удастся.

«Я думаю, что… из ФНБ тоже можно будет направлять средства и на ливневые канализации, и на строительство очистных.

И я думаю, что в этом направлении мы будем двигаться», — сказал ТАСС замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров.

Вице-премьер Марат Хуснуллин ранее сообщал, что из ФНБ на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры будет выделено 150 млрд руб. Эти средства направят регионам через Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Тема модернизации ливневой канализации возникла после масштабных ливней на Черноморском побережье. В Крыму вышли из берегов три реки, были подтоплены более 100 домов и приусадебных участков в десятке населенных пунктов. В городе Сочи, на который обрушились дожди со шквалистым ветром, подтопленными оказались десятки домов, ветер повалил деревья, семь населенных пунктов локально остались без электричества. Всего из-за ливней в Краснодарском крае пострадали почти 1,8 тыс. домовладений.

По мнению Егорова, модернизация ливневой канализации либо ее создание может понадобиться на всем побережье Юга России. «Конечно же, последние ситуации показывают, что надо на побережье заниматься ливневой канализацией в первую очередь», — констатировал он. Замминистра указывает, что сейчас такая работа уже идет по отдельным южным городам. «Мы уже прорабатываем вопрос по Сочи. Но, вероятнее всего, надо будет это делать полностью по всему берегу — я думаю, такие поручения у нас будут, и мы сами будем это делать совместно с администрацией Краснодарского края, Республикой Крым и Севастополем», — подытожил замминистра.

Смотрите также:  ИИ помог Израилю победить ХАМАС в недавнем конфликте в Газе – СМИ

В Минстрое намерены подходить к реконструкции комплексно. Так, Максим Егоров предлагает увязывать строительство ливневых канализаций в российских городах с реконструкцией очистных сооружений и строительством дорог. Он уточнил: если правильно строить дороги в городах, то сначала необходимо прокладывать ливневые канализации, а уже потом — дороги.

По словам чиновника, если город заинтересован в том, чтобы его не топило, то он будет детально заниматься этим вопросом.

При этом он указал на сильный износ коммунальной инфраструктуры. «Ливневой канализации практически нет… Мы вкладываем большие деньги в благоустройство, но при любом несрабатывании ливневых канализаций все это смывается», — посетовал Егоров.

Марат Хуснуллин ранее отмечал, что в нашей стране ливневая канализация на чрезвычайные ситуации (ЧС) не запроектирована в силу очень дорогих капитальных вложений. «Сказать, что мы их заново построим и запроектируем с учетом ЧС, наверное, не получится, но определенные мероприятия по очистке воды, прочистке ливневок и канализации мы, безусловно, включим в план работы», — цитирует его Интерфакс.

В то же время нельзя сказать, что наводнения на черноморском побережье РФ никогда ранее не происходили. К примеру, в том же Крыму в 2016 году из-за сильного дождя подтопленными и без света осталось несколько сел на востоке.

Вероятно, у самих регионов требуемых средств на ремонт ливневок нет. Так, в июне власти Симферополя сообщали о своем намерении отремонтировать систему ливневой канализации и построить новые сети. «Объемы средств на подобное строительство требуются колоссальные. Примерно 2 млрд надо потратить только на проектирование и порядка 28 млрд — на строительство и реконструкцию сетей ливневой канализации», — цитировало РИА Новости главу администрации Симферополя Валентина Демидова. Требуемые средства предполагалось изыскивать на республиканском или федеральном уровне. При этом в 2019 году симферопольские власти отчитывались о ремонте ливневой канализации, который, в частности, состоял из замены 189 решеток ливневки.

Смотрите также:  Площадь лесных пожаров в России превысила 785 тысяч га

Вероятно, российские власти предпочитают решать последствия потопов экстренно, не закладывая заранее средства из бюджета на предотвращение таких ситуаций. К примеру, в 2020 году Минфин предоставлял специальные субсидии Новгородской области на капитальный ремонт сетей ливневой канализации в Великом Новгороде и городе Старая Русса, поврежденных в связи с непогодой. Субсидии выделялись за счет средств Резервного фонда правительства РФ.

При этом сложно понять, как власти намерены сделать ливневку окупаемой. Напомним, в Минфине ранее сообщали, что средства ФНБ нужно вкладывать лишь в те проекты, которые дают на 1 руб. государственных вложений не менее 5 руб. частных инвестиций. «И тогда это будет синергия. И тогда действительно мы можем говорить о том, чтобы задействовать и частные инвестиции, и стимулировать новые проекты, новые рабочие места. И этот инструмент будет работать в этом году, мы уже готовы с ним работать», — рассказывал в марте министр финансов Антон Силуанов.

Отметим, на 1 июня объем ФНБ составил почти 14 трлн руб., или 12% ВВП, прогнозируемого на 2021 год, что эквивалентно примерно 190 млрд долл. Согласно законодательству, расходование средств фонда на инфраструктурные проекты возможно, когда ликвидная часть фонда превышает 7% ВВП.

Эксперты «НГ» идею чиновников ремонтировать ливневую канализацию на средства ФНБ встретили скептически. «Я не думаю, что расходование средств ФНБ на ливневки — это лучшая идея», — говорит руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. По его мнению, в России отсутствует системный подход относительно инвестиций в ЖКХ и инфраструктуру в целом.

«Когда случается ЧП, на это срочно выделяются деньги, и расходуются они часто не очень эффективно», — отмечает эксперт. Кроме того, ЖКХ далеко не самая привлекательная для инвестиций сфера. «Частные инвесторы туда идут очень неохотно. Пропорция один государственный рубль и 5 частных рублей точно не получится. К тому же, ожидая дальнейшее повышение ключевой ставки Центробанка, бизнес заранее закладывает более высокую доходность», — рассуждает Разуваев.

Смотрите также:  Грузоперевозчики раскрыли схему поборов на дорогах, на которой "погорел" начальник ГИБДД

Не вполне понятно, за счет чего частные инвесторы могли бы окупить свои инвестиции в подобные проекты, продолжает исполнительный директор департамента компании”Универ Капитал” Артем Тузов. «Брать плату за дальнейшее обслуживание ливневых канализаций и их инфраструктуры? Но это снова упрется в проблему дефицита местных бюджетов. Вряд ли в ходе этих работ будут создаваться какие-то объекты, которые в дальнейшем могли бы окупить вложения, как это происходит с придорожной инфраструктурой и прилегающими участками. Так что „частные инвестиции“ скорее всего будут инвестициями близких к государству компаний, которые будут заняты реализацией проекта, а точнее — кредитами госбанков», — опасается он.

Тем не менее логика в этом есть. Средства из ФНБ, если, конечно, их использовать грамотно, позволят снизить расходы в будущем. В частности, как пояснил эксперт, можно будет реже перестилать дорожное полотно, которое размывается во время таких разливов, меньше тратить на восстановление разрушений и выплаты пострадавшим.

У регионов, особенно в свете событий прошлого и начала текущего года, когда из-за коронавирусных ограничений бюджеты недополучили доходы, на такие масштабные разовые мероприятия денег нет, признал эксперт. Кроме того, как предположил Тузов, возможно, есть расчет на то, что данная программа обеспечит дополнительный спрос на строительные материалы и загрузит заказами профильные предприятия, а уже это хотя бы как-то простимулирует экономическую активность, налоговые поступления.

Впрочем, строительство и обслуживание ливневой канализации — дело весьма дорогое и технически непростое. «Даже в советское время часто этим пренебрегали, стремясь решить более актуальные задачи, — отметил также Тузов. — Кроме того, что в нашем климате ливневка чуть не полгода практически неэффективна, так это решение еще зачастую куда затратнее, чем те объекты, которые находятся над ней».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector